В последнее время в новостях то и дело проходит информация о демонтажах конструкций наружной рекламы в Московской области, о противостоянии Росавтодора и подмосковных муниципалитетов. Давайте разберемся, что же происходит на этом рынке и чего стоит опасаться рекламодателям
До 2014 года рынок Подмосковной «наружки» был самым непрозрачным в стране: бессчетное количество операторов разной величины, огромное количество рекламных конструкций без опознавательных знаков, неизвестно кому принадлежащих (доходило до курьезных ситуаций, когда монтажники вешали баннеры на чужие щиты, так как были не в состоянии отличить свой от чужого), полное отсутствие реестра рекламных конструкций.
Начиная со второй половины 2013 года после вступления в силу поправок к ФЗ «О рекламе», обязывающих муниципалитеты разработать схему размещения наружной рекламы и провести торги, рынок «наружки» Московской области стал упорядочиваться. Благодаря усилиям властей Московской области посредством проведения торгов появились крупные игроки, такие как Блэкборд, Восток-Медиа, 21й Век-ТВ, Винекс, Игроник и тд. Рынок стал намного понятнее и прозрачнее. Но доля «незаконки», хотя и сильно снизилась, все равно осталась значительной.
МО – это в основном города страты D (численностью менее 200 тыс. жителей). Общее население Московской области насчитывает 7,4 миллиона человек, которые распределены на очень обширной территории – это 73 города, из которых:
В Московской области размещаются только самые крупные национальные рекламодатели, в первую очередь сотовые операторы, автопроизводители и телеканалы. Все остальные рекламодатели локальные: банки, застройщики, гостиничный бизнес, строительные и садовые товары, другой местный бизнес. Спрос на рекламные конструкции в городах более-менее ровный в течение всего года, а на трассах видна ярко выраженная сезонность, высокий спрос со стороны рекламодателей в летний сезон и низкий в зимний.
В настоящее время образовался конфликт между Росавтодором и властями Московской области. До сих пор право на размещение конструкций вдоль трасс разыгрывали различные муниципалитеты Подмосковья. Росавтодор же хочет самостоятельно проводить торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на подведомственных трассах. В Подмосковье подведомственными являются все крупные трассы: Минское шоссе, включая платную дорогу (М1), Симферопольское шоссе (М2), Киевское шоссе (М3), Трасса Дон (М4), Новорязанское шоссе (М5), Горьковское шоссе (М7), Ярославское шоссе (М8), Новорижское шоссе (М9), Ленинградское шоссе (М10), платная дорога на Санкт-Петербург (М11), Щелковское шоссе, Дмитровске шоссе, Домодедовская трасса, Рублево-Успенское шоссе, Малая и Большая бетонки.
Конфликт хорошо виден на примере следующего прецедента. 17 апреля 2017 года подведомственное Росавтодору Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва — Нижний Новгород» провело торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В аукционе были разыграны места под установку 50 рекламных конструкций, расположенных вдоль Горьковского шоссе. Однако в процессе аукциона выяснилось, что более двух третей выставленных на торги конструкций отсутствуют в схеме размещения щитов, которую утверждают муниципальные власти. Власти Московской области при этом занимают законную позицию, что проведение торгов на рекламные конструкции, которые отсутствуют в схемах размещения, противоречит требованиям ч. 5.1 ст. 19 закона «О рекламе».
Для того чтобы избежать сложившийся неоднозначной ситуации с точки зрения закона, в настоящее время Госдума готовит законопроект о внесении поправок в закон «О рекламе», которые позволят Росавтодору самостоятельно утверждать схемы размещения рекламных конструкций в полосе отвода без дополнительного согласования с муниципалитетами, проводить торги и демонтаж щитов.
Причин для демонтажей существует несколько:
Рекламодателям стоит иметь в виду, что в перечисленных районах Московской области в любой момент может быть демонтирована рекламная конструкция с их постером, о чем добросовестные подрядчики со своей стороны предупреждают заранее.
Операторам нужен компромисс с властью. Если силами Росавтодора уберут рекламные конструкции операторов, честно выигранные на торгах, то операторы должны получить компенсации. Крайне вероятно, что ситуация разрешится цивилизованным образом: все законные щиты сохранят до конца действия выданных разрешений. Мы ожидаем, что ситуация окончательно прояснится осенью этого года. С точки зрения упорядочивания рынка действия Автодора стоит воспринимать позитивно. Торги, проведенные одним ведомством, должны унифицировать расположение конструкций и требования к их эксплуатации, рынок станет более понятным и прозрачным.